Стартап из Пало-Альто видит парамедиков и пожарных как ключевых клиентов для eVTOL в чрезвычайных ситуациях
Когда Фрэнк Синатра исполнял свою классическую песню Come Fly with Me в 1958 году, он, наверное, представлял романтические перелеты над Нью-Йорком или Лас-Вегасом на борту традиционного самолета. Но современная авиация движется в другом направлении — к компактным, экологичным машинам, которые могут взлететь вертикально, как вертолет, но без громкого рева двигателей на ископаемом топливе. Именно таков Pivotal Helix — одноместный электрический самолет вертикального взлета и посадки, или eVTOL, как его называют специалисты. Это устройство не просто транспортирует одного пассажира: оно обещает революцию в спасении жизней, позволяя парамедикам и пожарным добраться до труднодоступных мест быстрее и тише, чем когда-либо раньше

Pivotal, стартап из Пало-Альто в Калифорнии – сердца Силиконовой долины, – утверждает, что Helix станет первым eVTOL, который действительно дойдет до клиентов. Компания планирует начать поставки своей серийной модели уже в первом квартале 2026 года, обойдя десятки конкурентов, годами обещающих “воздушные такси”, но не могут преодолеть регуляторные барьеры. В этом году Helix уже совершил более 1000 пилотируемых полетов, а Pivotal научила руководить им 200 человек – от энтузиастов авиации до профессионалов в сфере чрезвычайных ситуаций. Учебные полеты не были просто тестами: они включали в себя реальные сценарии, где самолет демонстрировал свою способность зависать над землей, маневрировать в ограниченном пространстве и бесшумно садиться в городских условиях
Представьте себе: пожар в густонаселенном районе, где дороги забиты пробками, или отдаленная сельская местность с неровным рельефом, куда трудно добраться на автомобиле или даже на вертолете. Здесь такой eVTOL как Helix может стать настоящим спасением. Среди новых учеников Pivotal – представители пожарных служб и парамедиков, которые тестируют самолет для реагирования в чрезвычайных ситуациях. Недавно Helix провел серию демонстрационных полетов с калифорнийскими пожарными департаментами в Сан-Бернардино, Саузерн-Марин и Косумнесе. Одна из них завершилась мягкой посадкой в тихом жилом тупике в Таузенд-Оукс — месте, где традиционный вертолет вызвал бы панику из-за шума и вихревого ветра от лопастей

“Вы не могли бы мечтать о таком на вертолете”, – комментирует Кен Карклин, генеральный директор Pivotal, имея в виду невыносимый гул и вибрацию от двигателей на ископаемом топливе. Тесты, проведенные инженерами NASA, показали, что Helix издает на землю только около 50 децибел звука с высоты 150 футов (примерно 45 метров) — это уровень тихого разговора или шелеста листьев. На высоте 200 футов (около 60 метров) его вообще не слышно, что делает такой транспорт идеальным для операций в жилых зонах или возле больниц, где шум мог бы испугать пациентов или помешать работе. Пожарная служба округа Сан-Бернардино в своем пресс-релизе отметила, что Helix подчеркивает потенциал eVTOL в плане сокращения времени реагирования с минут до секунд и преодоления барьеров, как пробки, большие расстояния в сельской местности или сложный ландшафт. “Этот самолет является мощным новым инструментом в срочной помощи при травмах”, – говорится в документе департамента

Калифорния с ее частыми лесными пожарами и урбанистическими вызовами становится идеальной тестовой площадкой для подобных технологий. По данным Калифорнийского департамента лесного хозяйства и противопожарной защиты, в 2024 году пожары опустошили более 1,2 миллиона акров земли, часто затрудняя доступ спасателей. Тихий и компактный Helix мог бы дополнить наземные машины, позволяя парамедикам высаживаться у костра или пострадавшего, без риска повредить окружение вихревым потоком

Две недели обучения — и Вы в небе, или как Helix преодолевает скептицизм вокруг eVTOL
Мир eVTOL полон обещаний, но и скепсиса. Многие компании, как Joby Aviation или Archer, фокусируются на “воздушных такси” — сервисах типа Uber, но в небе, где пассажиров перевозят на короткие расстояния в городах. Однако эти проекты сталкиваются с серьезными препятствиями: короткий запас хода на электрической тяге (обычно 20–50 км), ограниченная вместимость (2–4 человека) и, главное, сложная сертификация Федерального управления гражданской авиации США (FAA). FAA сейчас разрабатывает новые правила безопасности, управление воздушным пространством и обучение пилотов, что задерживает коммерческий запуск на годы. К тому же, квалифицированные пилоты для eVTOL будут стоить дороже водителей Uber, а инфраструктура — зарядные станции и диспетчерские центры — еще не готова

Pivotal выбирает другой путь: доступность. “Мы сегодня много летаем, и компании, стремящиеся к полной сертификации FAA, не близки к этому”, — объясняет Карклин. Helix построен преимущественно из легкого углеродного волокна и весит менее 158 кг, что классифицирует его как “сверхлегкий самолет” по правилам FAA для light-sport aircraft. Это значит: ни официальной сертификации, ни лицензии пилота для владельцев. Достаточно двухнедельного курса – с симуляторами и практикой – и Вы готовы к самостоятельным полетам. Согласно правилам FAA для таких аппаратов, летать можно днем, избегая загруженных зон, больших аэропортов или запрещенного воздушного пространства. Pivotal планирует регулярные обновления для пилотов, чтобы поддерживать навыки

Гленн Зорпетт, журналист из IEEE Spectrum, тестировал предшественника Helix – модель BlackFly – в Калифорнии еще в 2022 году, когда компания называлась Opener и была основана изобретателем Маркусом Лэнгом. “Впечатление было невероятным”, – вспоминает он о плавном полете без сложных манипуляций. Helix усовершенствовал эту идею: 97% компонентов новые, включая аккумулятор емкостью 9 киловатт-часов (достаточно для полного заряда в день полетов). Самолет имеет восемь электрических пропеллеров (роторов), размещённых на паре съемных крыльев, вращающихся для эффективности. В отличие от многих eVTOL, где пропеллеры изменяют угол для маневрирования, Helix наклоняет весь корпус: вертикально для взлета и посадки, горизонтально для крейсерского полета. Это упрощает управление – один джойстик контролирует все, от зависания до поворотов. “Пилоты могут не отводить глаз от панорамы из-за купола кабины”, — отмечает Карклин

Эти улучшения делают Helix пригодным для высокогорья: он не перегревается в разреженном воздухе, как в Денвере (на высоте более 1600 метров) или у озера Тахо. Дальность полета – до 32 км (20 миль) при идеальных условиях, с максимальной скоростью 103 км/ч (64 мили/час), ограниченной программно для безопасности. Мобильное приложение фиксирует каждый полет, управляет зарядкой и обслуживанием, а крылья легко снимаются для перевозки на прицепе. Личного рекорда Карклина – 28 км – хватило бы для типичной спасательной миссии в пригороде. Во время обучения советуют садиться по меньшей мере 20% заряда, а запатентованная химия аккумулятора гарантирует полную тягу вплоть до этого порога, избегая внезапной потери мощности

Безопасность – ключевой приоритет. Тройная резервация компьютерных систем полета дублирует управление, а в крайнем случае срабатывает парашют, замедляя спуск до 5 м/с. Тесты показали: у 97% аварийных сценариев пилот выходит без травм, отстегнув кабину из углеродного волокна. Теперь Helix несет до 100 кг полезной нагрузки (220 фунтов) – на 10% больше, чем BlackFly, – что позволяет вместить среднестатистического американского мужчину плюс снаряжение. Для спасателей компания разработала легкий медицинский набор массой 7 кг (вместо стандартных 23 кг) с компактным дефибриллятором. Хотя он и не заменит полноценную скорую, Helix доставит специалиста на место за минуты, стабилизирует раненого или оценит ситуацию для наземной команды

Стоимость Helix стартует от $190 000, достигая $260 000 с такими опциями как прицеп для транспортировки, GSM-радио или ADS-B (система для автоматического отслеживания в воздушном пространстве). Это делает его доступным для частных владельцев или небольших служб, в отличие от миллионных вертолетов

Гибридные перспективы: от гражданских спасателей до военных миссий
Ограничения литий-ионных аккумуляторов очевидны: они не сравнятся с энергоемкостью дизеля или авиационного керосина Jet-A, особенно для дальних полетов. Поэтому Pivotal разрабатывает гибридную версию BlackFly с бензиново-электрическим двигателем – пока для демонстраций, но с потенциалом до 322 км дальности. Он привлек внимание оборонных клиентов, где гибрид мог бы служить для разведки или логистики в сложных условиях




Карклин оптимистично смотрит на чисто электрические eVTOL. Новая программа Pivotal включает обучение парамедиков из двух пожарных служб для управления Helix, а также поиск партнеров в сфере быстрого реагирования. “Электрическая авиация имеет перспективное будущее”, – заключает он. В мире, где климатические изменения усугубляют чрезвычайные ситуации, тихие, экологичные машины типа Helix могут стать не просто гаджетом, а надежным инструментом для спасения — от калифорнийских холмов до глобальных вызовов
Читать дальше
Похожие записиЧитать дальше
Последние новости, которые могут вас заинтересовать
-
Стали известны цены и комплектации Lancia Ypsilon
Lancia официально представила совершенно новый Ypsilon на итальянском рынке. Мягкая гибридная версия стоит от 24 900 евро, тогда как цена на электромобиль стартует от 34 900 евро без учета скидок Модельный ряд включает три комплектации – стандартную Ypsilon, высокотехнологичную LX и флагманскую Edizione Cassina. Последняя в наличии, в отличие от стартовой специальной версии Limited Edition […]
5 May 2024 -
Stellantis хочет отказаться от поставщиков, чтобы ускорить переход к электромобилям
Во время недавней телефонной конференции из Италии руководитель Stellantis Карлос Таварес сказал, что компания может сократить расходы, если будет производить больше деталей самостоятельно. Это также может ускорить разработку компонентов и помочь бренду в переходе на электрификацию Stellantis получает запчасти от основных поставщиков, среди которых Valeo, Continental, Magna International, Forvia и Aptiv. Таварес сказал, что компания, […]
8 June 2024 -
Луисвилл запускает первый в США полностью электрический автопарк мусоровозов
В минувший вторник в Луисвилле, штат Колорадо, состоялась церемония открытия первого в США полностью электрического автопарка для сбора мусора и переработки отходов. Новые электромобили уже работают на улицах города, и идеально подходят для сбора мусора: они могут работать с большой нагрузкой, двигаться на низких скоростях и иметь фиксированный маршрут, который обычно составляет менее 160 км […]
28 October 2024