Рынок электромобилей приобретает все большую популярность в Украине. Регистрация новых авто ежемесячно показывает положительный прирост и бьет рекорды в сравнении с предыдущими годами. Подержанные электроавтомобили массово завозят в Украину, их доля составляет 13% от общего количества импортированных машин и с каждым годом растет. Всего за 11 месяцев 2023 года было зарегистрировано 32,9 тыс. электромобилей. Это в 2,8 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года
Наверное, нет такого человека, который не захотел бы стать первым владельцем нового электрокара или другого авто. Ощутить запах машины, которая только сошла с конвейера, вся в пленке, сверкает идеальными формами и свеженьким лаком. Но, к сожалению, не у всех есть возможность купить новый автомобиль. Что же делать тем, кто очень хочет электрическое авто и не имеет возможности приобрести новое? На что стоит обратить внимание при покупке электрокара, бывшего в употреблении?
Перед покупкой подержанного электромобиля стоит ознакомиться с его основными конструктивными особенностями и характеристиками
Электромобили принято обозначать аббревиатурой EV (от Electric Vehicle), хотя это словосочетание подходит для любого транспорта на электротяге. Снаружи сложно отличить электрокар от авто с двигателем внутреннего сгорания. Элегантный изысканный дизайн, быстрота старта с места, отсутствие шума работающего дизельного или бензинового двигателя, выхлопной трубы, ряд конструктивных особенностей отличают электромобиль
Конструктивные особенности электромобиля
- Электродвигатель
- Тяговая аккумуляторная батарея
- Другая трансмиссия
- Инвертор
- Система охлаждения
- Зарядный блок
Для привода электромобиля используют бесколлекторные моторы синхронного типа с постоянными магнитами либо асинхронного типа без магнитов
Основные виды батарей
Большинство электромобилей сегодня имеют 2 вида литий-ионных батарей или батарей с содержанием никеля и кобальта (NMC, NCA), либо литий-железо-фосфатные батареи (LFP). Но в чем их преимущества, недостатки и что стоит выбрать в своем следующем электромобиле?
Никель-марганцево-кобальтовые (NMC) батареи являются самой распространенной формой аккумуляторов для электромобилей на сегодняшний день, начиная с Nissan Leaf и заканчивая Mercedes-Benz EQS
Как следует из названия, катод батареи обычно состоит из никеля, марганца и кобальта в разных соотношениях. Элементы NMC выгодны благодаря более высокой плотности энергии, что дает больший диапазон движения, и менее чувствительны к низким температурам, то есть они могут заряжаться быстрее в холодном климате. Производители автомобилей обычно рекомендуют владельцам заряжать батареи NMC только до 80 процентов, чтобы избежать долгосрочных последствий ухудшения ёмкости. Полную зарядку следует проводить только изредка, когда это необходимо, например, во время длительных поездок
Никель-кобальт-алюминиевые (NCA) батареи похожи на батареи NMC, и они мало распространены – используются только в старых моделях электромобилей Tesla до 2019 года. Батареи NCA имеют высокую плотность энергии, заменяют экологично нестойкий марганцевый материал на алюминий, что продлевает срок их службы в сравнении с NMC. Но все равно аккумуляторы NCA имеют более короткий жизненный цикл и стоят дороже, чем батареи LFP, поскольку содержат значительное количество кобальта и никеля. Tesla рекомендует заряжать свои электромобили, оснащенные NCA, до 80 процентов, чтобы сохранить их работоспособность в долгосрочной перспективе
В отличие от NMC и NCA, батареи LFP не содержат никеля, кобальта и марганца, что снижает затраты на производство. Кроме того, они прочнее и менее чувствительны к перегреву в сравнении с NMC. Ключевым преимуществом LFP является их более длительный жизненный цикл, что уменьшает проблемы с деградацией. Элементы LFP способны выдерживать более 3000 циклов полной зарядки, а некоторые виды от BYD или CATL – до 6000, в сравнении с NMC, которые выдерживают приблизительно от 1000 до 2000 циклов в лучшем случае. Это означает, что вы можете не беспокоиться о здоровье вашего аккумулятора вдвое дольше: в случае использования батарей LFP – до 15 лет. Это позволяет многим производителям давать пожизненную гарантию на аккумулятор в электромобиле
Оснащенный LFP электромобиль с возможностью 100-процентной зарядки может иметь такой же полезный запас хода, как и автомобиль с NMC или NCA, ограниченный 80- или 90-процентной зарядкой
Трансмиссия электрокарах отличается от обычных коробок передач в авто с двигателем внутреннего сгорания. Двигатели в электромобилях развивают очень высокий крутящий момент, могут быстро набирать обороты и менять направление. Поэтому электрокарам не нужна сложная многоскоростная коробка передач, как автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. В них применяется простой и надежный понижающий редуктор, напрямую подключенный к двигателю. На мощных и скоростных машинах его дополняет двухступенчатая коробка, что позволяет совместить мощную тягу на низах с высокой максимальной скоростью
В электромобилях также есть 12-вольтовый аккумулятор, который питает бортовую электронику, электроусилитель руля и тормозов, стеклоочистители, освещение. Заряжается он от тяговой батареи. Следует помнить: если электромобиль долго не используется и время от времени не включается, то 12-вольтовый аккумулятор может сесть и совсем утратить свою емкость, так же, как и в обычном авто с двигателем внутреннего сгорания. Но обычно 12-вольтовый аккумулятор электромобиля в 2–3 раза меньше, чем в авто с двигателем внутреннего сгорания и, соответственно, дешевле
Инвертор преобразует постоянный ток батареи в переменный для двигателя. Также он управляет по команде от педалей продольным ускорением или замедлением автомобиля, регулирует потоки энергии от батареи к двигателю и назад (при рекуперации торможения)
Система охлаждения нужна для комфортной работы основной батареи в определенном температурном режиме, при больших нагрузках, когда авто на скоростной зарядке, зимой для подогрева батареи. Также эта система интегрирована в систему климат-контроля электромобиля
Для контроля зарядки электромобиля используется отдельный электронный блок, чтобы заряжать авто от разных типов тока: постоянного или переменного
Электрокар может тормозить за счет силового сопротивления, которое создает электромотор в режиме генератора, но он также имеет тормозную систему как у авто с двигателем внутреннего сгорания, хотя она изнашивается медленнее из-за меньшей нагрузки
На что обратить внимание перед покупкой подержанного электромобиля?
- Бюджет
- Место и стоимость зарядки
- Ежедневный маршрут
- Необходимость частых переездов между городами
Первый момент – это ваш бюджет. От суммы, которую вы собираетесь потратить на покупку авто, прямо зависит качество вашей будущей ласточки, запас хода и остаток батареи. Самые доступные электромобили с пробегом имеют запас хода примерно 100–150 км от одной зарядки. Цены на такие автомобили колеблются от 6000 до 15000 условных единиц. Приведем в пример несколько авто в этом ценовом диапазоне: Nissan Leaf, Ford Focus EV, Renault ZOE, KIA Soul EV, Smart ED, Volkswagen e-Golf, BMW i3, Fiat 500e, Mercedes-Benz B-Class
Если у вас есть возможность потратить большую сумму на покупку авто, например от 15000$ до 25000$, тогда запас хода будет от 200 до 300 км. К этой ценовой категории можно отнести Mercedes-Benz B250e, Renault ZOE (2017+), Chevrolet Bolt, Hyundai Ioniq, Hyundai Kona Electric, Nissan Leaf II поколения, Tesla Model S, Tesla Model 3. Эти авто будут с небольшим пробегом и немного младше предыдущего ценового сегмента
На рынке Украины сейчас доступны и новые бюджетные авто с небольшой емкостью батареи в ценовой категории от 14500$ до 25000$. Например, Dongfeng Nano Box, Dongfeng Yudo K3, BYD Seagull, Dacia Spring и многие другие
Второй момент – это место, где вы будете заряжать свое авто. Если у вас есть возможность подзарядить свой электромобиль от бытовой розетки, то это самый дешевый вариант. Но при зарядке от бытовой розетки за ночь, при зарядном адаптере мощностью 2 кВт (~10А), к утру запас хода будет составлять 100 км. Для большей мощности вам понадобится более мощная линия – трехфазная, и соответствующее зарядное устройство, которое стоит около 500$. Но важно знать, какой именно зарядный инвертор установлен в выбранном вами авто, ведь некоторые машины оснащены маломощным бортовым зарядным устройством на 3,3 кВт, поэтому покупать более мощную бытовую зарядную станцию смысла нет
Если нет возможности заряжаться дома, нужно пользоваться публичными зарядными станциями, которые могут находиться как во дворе дома, так и в нескольких кварталах. Поэтому нужно учитывать, сколько времени вы будете тратить ежедневно на дорогу от станции до дома. Также стоимость зарядки на таких станциях несколько выше, чем от домашней розетки, но они имеют значительно большую мощность и скорость. Если ваш электромобиль может принимать быстрый заряд, то зарядка может достигать 150 кВт-час, а это позволяет путешествовать электромобилем на дальние расстояния
Третий момент – это ваш ежедневный маршрут. Обычно маршрут рядового автомобилиста составляет от 30–80 км до 100 км в день. Большее расстояние может быть обусловлено проживанием в пригородной зоне. От этого зависит, сколько раз в день вам нужно заряжать авто. Если ваш маршрут составляет, к примеру, 70 км, то вам хватит одной зарядки от обычной розетки дома. Отсюда проистекает и стоимость проезда, которая будет в разы меньше, чем в авто с двигателем внутреннего сгорания. Когда вы преодолеваете значительные расстояния между городами, нужно учитывать наличие зарядных станций на вашем маршруте
Четвертый момент – как часто вам приходится путешествовать между городами? Если вы путешествуете чаще, чем 2 раза в месяц, и ваши поездки на значительное расстояние (больше 500 км), то вам нужно выбирать электромобиль с запасом хода минимум 300 км, а лучше 450–500 км. И главное: он должен быть оснащен портом быстрой зарядки постоянным током, ведь именно такие зарядные станции сейчас установлены вдоль всех основных трасс Украины. Желательно, чтобы авто было оборудовано европейским зарядным портом стандарта CCS2, ведь сейчас на рынке много китайских электромобилей, оснащенных портом стандарта GB\T, и чтобы вы могли заряжаться везде, нужно будет купить дополнительный адаптер, который стоит от 1300 до 2000 долларов
Как осмотреть электромобиль перед покупкой?
Проверка главного элемента питания. Тяговая батарея – самый дорогой и самый важный элемент электромобиля, а еще – главная причина всех дополнительных забот для владельца такого авто. Нужно выбрать машину с наименее изношенной батареей. При значительном падении емкости батареи вследствие старения ее придется вскоре заменить. Это, в свою очередь, стоит не меньше 5–10 тыс. долларов за новую батарею или от 2–3 тыс. долларов за подержанную
Проверить тяговую батарею можно несколькими способами. Некоторые современные электромобили, например Nissan Leaf, отображают остаток емкости батареи прямо на приборной панели. Отсутствие первого деления индикатора (всего их 12) означает падение емкости на 16%, каждое последующее деление – на 6,5%. Падение емкости зависит от стиля вождения и характера эксплуатации электрокара первым владельцем. За первые несколько лет при пробеге 20–30 тыс. км Nissan Leaf может утратить не больше 2 делений из 12
Лучший способ оценить тяговую батарею электрокара – это воспользоваться специальной компьютерной программой, подключившись к разъему OBD II автомобиля через диагностический сканер, и проверить наличие ошибок
Некоторые мастера уже научились «скручивать» показатели старения батареи, «омолаживая» остаточную емкость. Но достаточно проехать до 100 км и зарядить аккумулятор, и компьютер откалибрует батарею и покажет ее реальную емкость. Следует помнить, что даже самая лучшая батарея с пробегом около 20 тыс. км не может демонстрировать 100% емкость, падение емкости должно составлять хотя бы несколько процентов
Также необходимо осмотреть состояние краски, зазоры кузовных деталей, сверить маркировку стекла, проверить наличие вмятин, оценить ходовую часть, состояние тормозов, рулевой колонки, процент остатка протектора шин, проверить работоспособность всех систем автомобиля, систем отопления и вентиляции
Один из важных моментов — это история автомобиля, ведь часто ввезенные авто могут быть после ДТП, подтопления, с поврежденным кузовом. В большинстве случаев это так и будет, ведь абсолютное большинство подержанных электромобилей поставляется в Украину с незначительными повреждениями после ДТП и восстанавливается уже в Украине. Особенно это касается электромобилей из США, в меньшей степени – из Европы, и почти совсем не встречаются «битки» из Китая
Нужно тщательно осмотреть авто перед покупкой, чтобы оно имело правильную геометрию кузова, хорошо работающую электрику и электронику
Также обращаем внимание на состояние салона. Значительные потертости и мелкие повреждения могут указывать на то, что данное авто работало в такси, а таких машин желательно избегать
Проверяем процесс рекуперации энергии и зарядки электромобиля. Важно проверить, как электромобиль заряжается от разных типов зарядных станций, как быстрых, так и медленных. По возможности желательно проверить, заряжается ли выбранный вами автомобиль в том месте, где вы планируете заряжаться постоянно. В некоторых случаях машина может не заряжаться, но это может быть проблемой проводки, а не авто: например, если плохое заземление или его вообще нет. К этому, например, очень чувствительны все электромобили RENAULT и Tesla. При проверке рекуперации необходимо помнить, что обычно рекуперация не включается, если батарея заряжена на 90% и больше. Это сделано для предотвращения перезаряда аккумулятора и его защиты
При оформлении документов стоит убедиться, что авто не находится под залогом или арестом, не имеет других юридических ограничений, проверить наличие неоплаченных штрафов
Где покупать электроавтомобиль?
Рынок подержанных авто в Украине довольно развит. Электромобиль можно купить как на авторынках страны, находящихся в городах, так и у дилеров или в автосалонах, специализирующихся на реализации авто с пробегом. Самые популярные авторынки страны это киевский, львовский, луцкий, одесский. Довольно много предложений по продаже авто можно найти на маркетплейсах, таких как AUTO.RIA, RST, OLX. На одном только AUTO.RIA 12000 предложений по продаже подержанных электрокаров. Также есть фирмы, которые занимаются пригоном авто из США, Европы, Кореи. Их предложения довольно интересны на любой вкус и бюджет.
Также, как показывает практика, хорошее решение – купить электромобиль у знакомых. Многие люди, ставшие электромобилистами в предыдущие годы, сейчас обновляют авто, а свои – продают. И обычно они в очень хорошем состоянии.
Подбор электромобиля особенно не отличается от подбора авто с двигателем внутреннего сгорания. Электрокары выносливее своих конкурентов с дизельными или бензиновыми двигателями, хотя при неправильной эксплуатации можно «убить» любое авто, и это стоит учитывать при покупке подержанного автомобиля. Правильный подбор, знание характеристик и особенностей электромобиля убережет вас от неудачной покупки.
Покупайте электрокары на ваш бюджет и присоединяйтесь к сообществу электромобилистов.