Электромобили становятся ближе к массовому покупателю, ведь цены на литий-ионные батареи в 2024 году упали на рекордные 20% – это самое большое снижение с 2017 года, сообщает Международное энергетическое агентство (IEA)
Рост конкуренции, увеличение объемов производства и всплеск спроса на электромобили создали идеальные условия для такого падения цен. В частности, цены на литий, ключевой компонент батарей, снизились почти на 20%, вернувшись к уровню 2015 года, хотя спрос на него вырос в шесть раз. Избыток сырья временно делает электромобили дешевле, но может привести к недофинансированию добычи в будущем. Однако есть и тень на этом оптимистичном горизонте: Китай стремительно наращивает свое преимущество, оставляя остальной мир позади в этой технологической гонке за батареи

Борьба за будущее электромобильности – это, по сути, борьба за батареи, ведь они составляют львиную долю стоимости электрокара
Если аккумуляторы останутся дорогими, электромобили так и останутся роскошью для немногих. Но если удастся наладить их дешевое и локальное производство, электрокары заполонят дороги. Tesla еще на заре электромобильной эры поняла это, построив свою Gigafactory в Неваде, чтобы обеспечить себе контроль над цепочкой поставок. Вслед за ней автогиганты General Motors, Toyota и Ford также бросились строить собственные заводы по производству батарей, хотя их успехи пока неоднозначны
В 2024 году Китай удерживает 80% мирового производства батарейных элементов, тогда как США, Евросоюз, Корея и Япония делят между собой остальное. Китайское преимущество объясняется не только масштабом, но и жесткой конкуренцией, которая заставляет производителей снижать маржу прибыли, совершенствовать технологии и повышать эффективность производства. Доступ к огромной квалифицированной рабочей силе и налаженные цепочки поставок только усиливают их позицию. Цены на батареи падают по всему миру, но в Китае это происходит быстрее, что дает таким компаниям, как BYD, возможность предлагать электрокары по значительно более низким ценам
Интересно, что батареи для гибридных автомобилей (PHEV) оказались дороже батарей для полностью электрических моделей (BEV), несмотря на их меньший размер
В 2024 году средняя цена батареи для гибрида на 20 кВт-ч сравнялась со стоимостью батареи для электромобиля на 65 кВт-ч. Причина кроется в том, что меньшее количество элементов в гибридных батареях повышает себестоимость за киловатт-час. Между тем Китай прочно удерживает лидерство в сегменте литий-железо-фосфатных (LFP) батарей, которые долгое время считались бюджетной альтернативой, но благодаря инновациям стали значительно эффективнее. В 2024 году LFP батареи заняли почти половину мирового рынка электромобильных аккумуляторов, а их использование в Европе выросло на 90%. В США из-за антикитайских пошлин доля LFP составляет всего 10%, тогда как в Юго-Восточной Азии, Бразилии и Индии она превысила 50%. В этих регионах китайский импорт, в частности от BYD, играет ключевую роль, хотя в Индии рынок движут местные производители, такие как Tata Motors. Южная Корея и Япония также ускоряют разработку LFP-технологий, стараясь не отставать
В прошлом году производственные мощности Штатов выросли на 50%, в значительной степени благодаря корейским компаниям, которые воспользовались налоговыми льготами
Это позволило США обойти Евросоюз, где рост составил всего 10% из-за остановки завода Northvolt в Швеции после его банкротства. Однако эти льготы оказались под угрозой из-за законопроекта, известного как Big, Beautiful Bill, который уже прошел Палату представителей и сейчас рассматривается в Сенате. В случае его принятия налоговые стимулы для электромобилей и производства батарей могут быть отменены, что затормозит прогресс США в этой сфере. Глобальный бум батарей набирает обороты, и останавливаться он не собирается
Читать дальше
Похожие записиКомпания BYD демонстрирует рекордные продажи электромобилей, однако на внутреннем рынке Китая она сталкивается с проблемами В мае 2025 года BYD реализовала 382 476 новых энергоэффективных транспортных средств (NEV), что стало лучшим месячным результатом текущего года. Общий объем продаж за первые пять месяцев составил более 1,76 миллиона единиц, в том числе 1,73 миллиона легковых автомобилей. Основной […]
27 June 2025Администрация Трампа понесла существенный удар в деле финансирования зарядной инфраструктуры для электромобилей Окружной судья в Вашингтоне постановил разблокировать миллиардные средства, выделенные Конгрессом на Национальную программу развития сети зарядных станций для электротранспорта. В своем решении судья подчеркнула, что Конгресс одобрил выделение пяти миллиардов долларов на стратегическое развертывание инфраструктуры и создание единой сети для сбора данных и […]
27 June 2025И хотя это пока концепт, фактически перед нами серийный Mercedes-AMG GT 4-Door нового поколения Концепт GT XX оснащен тремоторной силовой установкой на базе осевых электродвигателей Yasa, которые выдают более 1341 л.с. (1000 кВт). Один мотор установлен спереди, а два сзади, они обеспечивают полный привод с динамическим распределением момента. Разгон до 100 км/ч занимает менее 2,5 […]
27 June 2025Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге