Еще недавно клиенты Tesla, которые брали электромобили компании в лизинг, сталкивались с неприятным фактом: по окончании срока договора они не имели права выкупить авто, на котором ездили. Почему же Tesla так настаивала на возврате машин? Официальная причина звучала так: Илон Маск был абсолютно уверен, что эти автомобили – это будущая основа для грандиозной автономной сети роботакси, и они просто ждут своего часа, чтобы присоединиться к высокотехнологичному флоту. Компания даже не скрывала от своих лизинговых клиентов: именно эта амбициозная цель – единственная причина, почему они не могут выкупить автомобиль
Но, как часто бывает, реальность внесла свои коррективы. Прошло несколько лет, а сеть роботакси от Tesla так и не появилась в том масштабе, который обещал Маск. Поэтому вместо того, чтобы присоединиться к футуристическому флоту, тысячи лизинговых Tesla были… перепроданы. И сделано это было, конечно, с целью дополнительного заработка для компании. Неудивительно, что клиенты, мягко говоря, не в восторге от такого поворота событий
Именно эти планы Илон Маск отмечал публично. Например, во время отчетной конференции в 2019 году он заявил инвесторам и миру: “У Вас нет опции выкупа. Мы хотим их обратно”. Тогда же он уверенно прогнозировал, что к концу 2020 года на дорогах появится более 1 миллиона роботакси Tesla. Идея была в том, что именно сотни тысяч лизинговых автомобилей составят основу этого обещанного автономного флота

Что же на самом деле происходило с этими автомобилями вместо превращения в роботакси?
Как показало расследование агентства Reuters, тысячи автомобилей Tesla, возвращенных из лизинга в период примерно с 2019 по 2024 годы, получили… обновление. А потом компания просто выставляла их на продажу на своем вторичном рынке или реализовывала через аукционы. Конечно, с бизнес-точки зрения это был довольно хитрый и выгодный ход. По словам неназванного источника Reuters, знакомого с ситуацией, Tesla это «практически ничего не стоило» – ведь речь шла преимущественно о программных апгрейдах. Но это позволяло компании «значительно поднять цену» при дальнейшей перепродаже

Какие же именно обновления получали эти авто перед перепродажей?
Речь шла преимущественно о программных функциях, которые Tesla может активировать дистанционно. Например, повышение динамики (Acceleration Boost), которое для обычных владельцев стоит около $2000. Или же, что значительно существеннее, активация функции Full Self-Driving (Supervised) – системы полного автопилота. Стоимость этой опции для новых покупателей в свое время достигала до $15 000, хотя сейчас она снизилась до $8000. Активация таких функций дистанционно – это минимальные затраты для Tesla, но значительное повышение привлекательности и цены для подержанного авто
Очевидно, что на вторичном рынке автомобили Tesla, оснащенные такими активированными функциями, продавались значительно дороже. Особенно выгодно это было для компании во время ажиотажа и роста цен на подержанные авто, вызванного пандемией COVID-19. Неудивительно, что клиенты, которые годами ездили на этих машинах и хотели их выкупить, были, мягко говоря, не в восторге, узнав, что их автомобили были просто проданы кому-то другому, фактически без их ведома и возможности выкупа. Эта ситуация вызвала значительное возмущение, и некоторые владельцы публично выражали свое разочарование действиями компании

Однако в конце 2024 года политика Tesla существенно изменилась
27 ноября прошлого года компания официально объявила, что клиенты, которые брали авто в лизинг, снова получают возможность выкупить свой автомобиль после окончания срока договора. Возникает логичный вопрос: почему Tesla отказалась от своих планов на роботакси именно сейчас, особенно если сама компания продолжает заявлять о быстром прогрессе в достижении полной автономности (Level 5)? Вероятно, причина кроется в реалиях рынка: стоимость подержанных автомобилей Tesla начала стремительно падать, конкуренция на рынке электромобилей усиливается, а общественное мнение и репутация бренда переживают не лучшие времена
Стоит отметить, что возможность выкупа автомобиля после лизинга является стандартной практикой у большинства автопроизводителей. Логика проста: клиент уже годами эксплуатировал авто, знает его и, вероятно, готов оставить себе. Однако, даже после возвращения этой возможности, существует нюанс: цена выкупа, которую устанавливает Tesla, во многих случаях все еще остается завышенной. Например, цена выкупа для стандартной Tesla Model Y AWD после трех лет лизинга составляет немалые $33 251 (до налогов) – это цена, которая часто выше текущих рыночных цен на аналогичные трехлетние экземпляры на вторичном рынке
Несмотря на возвращение возможности выкупа, ситуация со старой политикой лизинга могла нанести определенный ущерб репутации Tesla среди части клиентов, и этот ущерб может оказаться непоправимым. Как сказал Reuters один из бывших лизингополучателей: «Я люблю сам автомобиль, но мне совершенно не нравится то, что происходит »наверху”, с генеральным директором. Я больше не хочу ассоциироваться с этим брендом”. По крайней мере, сейчас Tesla активно заявляет о новом плане – создании уже собственного, отдельного флота роботакси. Однако, удастся ли его реализовать, и будет ли он иметь право даже называться «роботакси» согласно всем регуляторным нормам, остается большим вопросом
Читать дальше
Похожие записиVolkswagen временно приостановил выпуск электрического микробуса ID. Buzz и Multivan на своем заводе в Ганновере. Хотя официально компания ссылается на необходимость «гибко адаптировать производственные процессы к рыночным условиям», настоящая причина, вероятно, кроется в ниже ожидаемых показателях продаж Когда ID. Buzz только появился, его называли символом нового этапа для Volkswagen Электробус отсылал в легендарный Microbus, имел […]
24 October 2025
Американский автогигант General Motors официально прекратил выпуск электрических фургонов BrightDrop, производившихся на заводе CAMI Assembly в городе Ингерсолл, провинция Онтарио. Компания признала, что рынок коммерческих электрогрузовиков развивается гораздо медленнее, чем ожидалось, а спрос оказался мизерным Производство BrightDrop стартовало в конце 2022 года, однако проект с самого начала столкнулся с трудом GM создала новый бренд BrightDrop, […]
23 October 2025
Китайский автопроизводитель Chery Automobile заявил о создании нового поколения твердотельных аккумуляторов, которые способны более чем вдвое увеличить запас хода электромобилей и остаются безопасными даже в самых экстремальных условиях Chery в настоящее время входит в четверку крупнейших производителей автомобилей в Китае и является крупнейшим экспортером машин из страны, опережая даже BYD в первой половине 2025 года. […]
23 October 2025
Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге