Электромобили давно доказали свое экологическое преимущество над бензиновыми автомобилями. Даже если учитывать выбросы углерода при производстве аккумуляторов и электроэнергии, которую они потребляют, электрокары все равно оставляют меньший углеродный след в течение всего жизненного цикла. Новые исследования только подтверждают эту тенденцию
А как насчет водородных автомобилей? Ведь они тоже движутся с помощью электродвигателя и, казалось бы, должны быть не менее экологичными
Совершенно не так, утверждают эксперты Международного совета по чистому транспорту (ICCT). В своем свежем исследовании они проанализировали уровень выбросов парниковых газов, приходящийся на различные типы силовых установок в Европейском Союзе, учитывая весь жизненный цикл автомобиля — от производства до утилизации. Согласно этим данным, водородный автомобиль, проданный в 2025 году, в среднем генерирует 175 граммов CO₂ на каждый километр пробега. Это всего на 26% меньше, чем у бензиновых или дизельных машин. В то время как обычный аккумуляторный электромобиль производит только 63 грамма CO₂ на километр — то есть на 73% меньше, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания

Причина не в конструкции самих водородных автомобилей — таких как Toyota Mirai, Hyundai Nexo или Honda CR-V FCEV. Все они имеют электродвигатели, не выбрасывают вредных газов в процессе движения и оставляют после себя только пар. Однако экологический эффект нивелируется способом производства самого водорода. На сегодняшний день почти 90% коммерческого водорода в мире производится из природного газа методом парового риформинга. В результате образуется не только водород, но и большое количество углекислого газа как побочного продукта
Альтернатива — так называемый «зеленый» водород, который добывается путем электролиза воды с помощью возобновляемых источников энергии. В таком случае выбросы сокращаются радикально: всего 50 граммов CO₂ на километр, что даже меньше, чем у «чистого» электромобиля, который питается исключительно от «зеленой» энергии. Но есть одна проблема — объемы производства такого водорода мизерны. В 2023 году доля «зеленого» водорода в мире составила всего 0,4%. В США ситуация еще хуже: 95% водорода производится из газа, и только небольшая доля — из возобновляемых источников

Понятно, что источник энергии важен и для электромобилей. Однако здесь ситуация существенно лучше
В ЕС большая часть электроэнергии поступает из низкоуглеродных источников — атомной, солнечной, ветровой и гидроэнергетики. В США анализ Union of Concerned Scientists показал, что типичный электрокар в Нью-Йорке создает такой же объем выбросов, как гипотетическое бензиновое авто с расходом 0,66 литра на 100 км (эквивалент 354 миль на галлон). В Техасе, где доминируют угольные и газовые электростанции, тот же электромобиль равен автомобилю с расходом около 2,8 литра на 100 км. И даже при таком раскладе, 97% населения США живет в регионах, где эксплуатация электромобиля дает более низкие выбросы, чем самый экономичный бензиновый автомобиль

Однако водородные автомобили не стоит полностью списывать со счетов
Они имеют определенные преимущества — в частности, быструю заправку, что делает их перспективными для грузового транспорта и междугородних перевозок. Именно поэтому компании Honda, Hyundai, BMW и Toyota продолжают вкладывать средства в эту технологию, несмотря на вялые продажи и катастрофически малое количество заправочных станций — даже в США они есть только в Калифорнии
В итоге можно сказать так: электромобили уже сегодня существенно уменьшают выбросы углерода, тогда как водородные автомобили имеют потенциал, но только в случае перехода на массовое использование экологически чистого водорода. Пока этого не произошло, водородная энергетика — это скорее обещание на будущее, чем реальная альтернатива
Читать дальше
Похожие записиНовое исследование дало успокоительный ответ тем, кто переживает из-за возможного излучения в электромобилях. Никаких скрытых рисков не обнаружили даже во время поездок и зарядки Специалисты немецкого автоклуба ADAC измерили уровни электромагнитных полей в одиннадцати электромобилях, а также в нескольких гибридах и одном авто с бензиновым двигателем Инженеры разместили в специальном манекене десять датчиков и меняли […]
1 December 2025
Спор в Санта-Монике показывает, насколько сложно автономным такси работать рядом с жилыми кварталами без постоянных конфликтов с местными жителями В районе перекрестка Бродвея и 14-й улицы люди уже несколько месяцев жалуются на бессонные ночи Две зарядные базы Waymo принимают десятки роботакси после смены, поэтому соседи постоянно слышат сигналы заднего хода, гул зарядного оборудования, шум уборки, […]
1 December 2025
Она способна пополнять запас энергии электромобиля через несколько минут Китайский производитель активно расширяет сеть и нанимает специалистов для запуска новой инфраструктуры на европейских рынках В Пекине в этом году удалось увидеть, как один из новых электромобилей BYD набирает более половины заряда менее чем за пять минут. Такой темп возможен благодаря системе Flash Charging, которая приближает […]
1 December 2025
Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге