16 июля 2025 года в истории авиации произошел важный момент: впервые электрическое аэротакси с вертикальным взлетом и посадкой пролетело из одного аэропорта в другой. Это был не дрон и не игрушечный прототип, а полноразмерный пилотируемый летательный аппарат, разработанный британской компанией Vertical Aerospace. Их прототип под названием VX4 вылетел из аэропорта Котсволд и приземлился на военной базе Фэйрфорд, которую используют также Воздушные силы США
Звучит привычно? Ведь самолеты летают между аэропортами уже более ста лет
Но для новой категории воздушного транспорта – еVTOL (electric Vertical Take-Off and Landing), то есть электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой – это настоящий прорыв. Такие машины сочетают свойства вертолета и самолета: они могут взлетать вертикально, как дрон или вертолет, но дальше лететь вперед как обычный самолет. И все это — на электротяге
Во время этого полета VX4 пролетел 17 миль, то есть около 27 километров, на высоте более полукилометра и развил скорость до 185 км/ч. Этот аппарат работает на электроаккумуляторах, а его конструкция – это жесткое неподвижное крыло с восемью пропеллерами. В будущем VX4 сможет достигать скорости до 240 км/ч и пролетать до 160 км на одном заряде. Это приблизительное расстояние между двумя областными центрами – идеально для быстрых полетов между городами
Пилотировал аппарат главный лётный инструктор компании — Саймон Дэвис
По его словам, этот полет доказал, что VX4 может работать в привычных условиях аэропортов с учетом всех требований безопасности, инфраструктуры и процедур. И это очень важно, ведь конечная цель — интегрировать электрические аэротакси в повседневную городскую и региональную мобильность. В будущем такие аппараты могут заменить поездки автомобилями или даже маршрутками на короткие расстояния
Впрочем, несмотря на успешный полет, VX4 пока не может перевозить пассажиров за деньги
Для этого требуется типичный сертификат летной годности, выдаваемый государственным авиационным регулятором. Vertical Aerospace уже получила разрешение на Систему управления безопасностью – это один из важных этапов для серийного производства. Но до завершения полной сертификации VX4 будет оставаться экспериментальным
Похожую ситуацию и другие игроки на рынке — в частности американские стартапы Joby Aviation и Archer Aviation. Они также активно тестируют свои аэротакси, имеют промежуточные разрешения, но пока не получили финальный сертификат, без которого коммерческие полеты остаются невозможными
Таким образом, полет VX4 – это не просто техническое достижение. Это большой шаг в сторону будущего, где воздушные такси могут стать столь же привычной частью нашей жизни, как сегодня метро или автобус
Читать дальше
Похожие записиЕще совсем недавно Model S и Model X являлись символами прогресса и амбиций электромобильной революции. Но сегодня эти две модели Tesla, в свое время задавшие тон в мире электрокаров, исчезают с европейского рынка. Компания Илона Маска без лишнего шума прекратила прием индивидуальных заказов в ЕС, распродавая только остатки складов. Даже демо-автомобили, которые привлекали взгляды в […]
2 August 2025После лет сдержанной позиции по электромобилям, Toyota наконец-то решила сделать серьезный шаг в направлении электрификации. И хотя компания до сих пор не спешит ставить все на батарейные решения, инициатива локализовать производство электромобилей в Европе — сигнал о том, что изменения неизбежны Производство электромобилей – с 2028 года в Чехии По данным Nikkei Asia, Toyota готовится […]
2 August 2025Skoda показала первые образы Vision O – концепта будущей электрической Octavia. Впервые за десятилетие бестселлер чехов меняет платформу, стиль и саму идеологию. Но оставляет главное – пространство, функциональность и доступность Компания Skoda уверенно двигается в эру электрификации После успеха кроссоверов Enyaq и Elroq, а также анонса более компактного Epiq, чехи обращают внимание на свой главный […]
1 August 2025Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге