Мировой автопром стремительно движется к электрификации, и Китай в этом авангарде, выпуская новые электромобили с ошеломляющей скоростью. Однако за кулисами инноваций и эффектных презентаций скрывается суровая финансовая реальность: большинство китайских EV-брендов до сих пор сжигают деньги, а не зарабатывают их. Эта ситуация обостряется беспрецедентными скидками, которые могут привести к массовым слияниям и поглощениям брендов на рынке
Сейчас в Китае существует около 50 брендов электромобилей, которые конкурируют за место под солнцем
Однако, по последним подсчетам, только три из них являются прибыльными: BYD, Li Auto и Seres. Несмотря на это, производители продолжают предлагать чрезвычайно щедрые скидки, ставя под угрозу собственную финансовую стабильность ради роста доли рынка

Согласно исследованию JP Morgan, на которое ссылается South China Morning Post, средний размер скидок на электромобили в Китае в апреле достиг рекордных 16,8%, что выше мартовских 16,3%. Китайская ассоциация легковых автомобилей оценивает среднюю скидку за 2024 год в 8,3%. Добавьте к этому, что средние цены на электромобили были снижены на 10% еще в декабре прошлого года. Такая агрессивная ценовая политика становится просто нежизнеспособной
В прошлом году маржа автомобиля, отражающая разницу между ценой продажи и себестоимостью (включая сырье, рабочую силу и логистику), упала до 10%. Такое значительное снижение по сравнению с примерно 20% четыре года назад. Аналитики убеждены, что большинство мелких китайских производителей электромобилей будут вынуждены покинуть рынок или будут поглощены более крупными конкурентами в течение следующих нескольких лет

Фате Чжан из CnEVPost отмечает: «Почти все они стали жертвами ценовой конкуренции. Но если кто-то из них решит выйти из ценовой войны, их продажи упадут, и им будет еще сложнее достичь чистой прибыли»
Одним из потенциальных спасательных кругов для китайских автопроизводителей является экспорт
Китайские компании активно наращивают поставки электромобилей за границу, где они могут получать значительно более высокую маржу. По словам Ника Лая из JPMorgan, международные продажи оказываются более прибыльными и могут обеспечить необходимое пространство для дыхания для этих компаний
«Ценовая конкуренция в этом году стала более жесткой. К сожалению, мы пока не наблюдаем скачка спроса на электромобили», — замечает Лай. Внутренний рынок, несмотря на его огромные размеры, растет недостаточно быстро, чтобы компенсировать значительные скидки

Тем не менее, экспортная динамика положительная. За первые четыре месяца 2025 года электромобили составили примерно 33% от общего объема экспорта транспортных средств из Китая — это существенный рост по сравнению с примерно 25% за последние два года. Конечно, это не панацея от всех проблем, но это проблеск надежды для брендов, которые пытаются выжить во все более жестокой борьбе на внутреннем рынке. Будущее покажет, кто сможет выстоять в этой ценовой войне и укрепить свои позиции на глобальной арене
Читать дальше
Похожие записиFord, один из гигантов автомобильной индустрии, недавно получил солидный государственный кредит и с размахом принялся за строительство заводов для аккумуляторов электромобилей. Но как часто бывает в бизнесе, ветер изменился — и теперь все переворачивается с ног на голову. Партнерство с корейской компанией SK On фактически развалилось. Почему так вышло и что это значит для грядущего […]
13 декабря 2025
Скромный с виду Volkswagen Beetle способен разгоняться до 100 км/ч быстрее, чем Porsche 911 GT3. Все благодаря тому, что под скромным классическим кузовом скрывается современная электрическая начинка, о которой трудно догадаться с первого взгляда Электрическая тяга открыла новые возможности для тюнинга Инженеры теперь могут вкладывать серьезную мощность в машины, никогда не проектировавшиеся для быстрой езды. […]
13 декабря 2025
BMW обновляет руководство спортивного подразделения M в момент, когда бренд готовится к серьезным изменениям. Компания постепенно переходит к электрификации, и кадровые решения напрямую связаны с этим курсом Новым руководителем BMW M стал Александер Карайлович Именно он отвечал за создание BMW XM – одной из самых противоречивых моделей в истории M. Автомобиль стал первым самостоятельным проектом […]
13 декабря 2025
Читать дальше
Больше об этой теме в нашем блоге